29-30. Образы помещиков в поэме

1. Проанализируйте главы 2—6. Какие приёмы использует Н. В. Гоголь для создания образов помещиков?

Гоголь использует множество приёмов для создания ярких образов помещиков. Во-первых, он применяет гиперболу и гротеск, чтобы подчеркнуть их недостатки и пороки. Например, Манилов изображён как человек с чрезмерно сладкими манерами, а Плюшкин — как воплощение жадности и запустения. Во-вторых, Гоголь использует детали интерьера и внешности, чтобы подчеркнуть характеры героев. Например, дом Манилова описан как уютный, но пустой, что отражает его пустоту и бездеятельность. В-третьих, автор применяет диалоги, которые раскрывают внутренний мир персонажей и их отношение к жизни. Ноздрёв, например, представлен через свои разговоры как лживый и безответственный человек. Наконец, Гоголь использует контрасты между помещиками, чтобы показать разнообразие человеческих пороков.

2. Заполните в тетради таблицу «Галерея помещиков в поэме “Мёртвые души”».

Фамилия помещика Авторская характеристика Детали, описывающие героя Определяющая черта, характеризующая помещика как социальный тип Отношение к просьбе о продаже «мёртвых душ»
Манилов Чрезмерно вежливый и мечтательный, но бездеятельный Уютный, но пустой дом, беседка с надписью «Храм уединенного размышления» Пустота и бездеятельность Согласен отдать души бесплатно, не понимает сути дела
Коробочка Осторожная и недоверчивая, но жадная Ветхие избы, запустение Жадность и недоверчивость Долго не соглашается, боится обмана
Ноздрёв Лживый и безответственный Шумные вечеринки, азартные игры Лживость и безответственность Предлагает сыграть на души в карты
Собакевич Грубый и прямолинейный, но расчётливый Крепкий дом, массивная мебель Грубость и расчётливость Сразу соглашается, но запрашивает высокую цену
Плюшкин Олицетворение жадности и запустения Ветхий дом, запущенный сад Жадность и запустение С радостью соглашается, видя выгоду

3. На основании глав 2—6 составьте «универсальный» план-схему, в соответствии с которым можно дать характеристику каждому из помещиков. По разработанному плану подготовьте рассказ о Манилове, Ноздрёве, Собакевиче, Плюшкине и Коробочке (индивидуальная или групповая работа).

1. Внешний облик и манеры
2. Описание дома и хозяйства
3. Основные черты характера
4. Отношение к просьбе Чичикова
5. Социальный тип и его значение в поэме

4. Перечитайте историю Плюшкина (глава 6). На её основе составьте схему, отражающую этапы духовной деградации Плюшкина. Можно ли определить, насколько «омертвели» души других помещиков?

Схема духовной деградации Плюшкина:
1. Бережливый хозяин
2. Потеря семьи
3. Усиление скупости
4. Полное запустение и изоляция
5. Превращение в «прореху на человечестве»

Другие помещики также демонстрируют признаки духовного омертвения: Манилов — бездеятельность, Коробочка — жадность, Ноздрёв — лживость, Собакевич — грубость.

5. Почему именно Плюшкин завершает галерею помещиков в поэме? Существует ли какая-то композиционная закономерность, объясняющая порядок «появления» в поэме помещиков?

Плюшкин завершает галерею помещиков, так как он является крайним проявлением деградации и запустения, символизируя полное омертвение души. Композиционная закономерность заключается в том, что каждый последующий помещик более «мёртв» духовно, чем предыдущий, что подчеркивает постепенное угасание человеческих качеств.

6. Что в характере и поступках Чичикова делает его похожим на помещиков? Составьте опорный конспект или таблицу «Сходство Чичикова и помещиков».

Сходства Чичикова и помещиков:
– Стремление к наживе (как у Коробочки и Плюшкина)
– Ловкость и умение манипулировать (как у Ноздрёва)
– Расчётливость и прагматизм (как у Собакевича)
– Внешняя вежливость и обаяние (как у Манилова)

7. Объясните мнение Андрея Белого о том, что каждый последующий помещик, с которым судьба сталкивала Чичикова, «более мёртв, чем предыдущий». Покажите на схеме, какие черты постепенно утрачивает человек, двигаясь от Манилова к Плюшкину.

Схема утраты черт:
1. Манилов — мечтательность → утрата активности;
2. Коробочка — хозяйственность → утрата широты взглядов;
3. Ноздрёв — авантюризм → утрата честности;
4. Собакевич — грубость → утрата духовности;
5. Плюшкин — скупость → утрата человечности (полное омертвение души)

8. Объясните смысл высказывания А. И. Герцена: «...Не ревизские — мёртвые души, а все эти Ноздрёвы, Маниловы и все прочие».

Герцен имеет в виду, что истинно мёртвые души — это сами помещики, утратившие человеческие качества и моральные ценности. Их духовная пустота и пороки делают их более мёртвыми, чем умершие крестьяне.

9. Разработайте визитные карточки для одного-двух помещиков. Используйте для этого факты из текста произведения, подберите к тексту визуальный ряд.

Визитная карточка Манилова

Имя: Манилов

Основные черты: мечтательность, бездеятельность

Описание дома: уютный, но пустой

Отношение к просьбе Чичикова: согласен отдать души бесплатно

Визуальный ряд: уютный дом, беседка с надписью «Храм уединенного размышления»

Визитная карточка Плюшкина

Имя: Плюшкин

Основные черты: жадность, запустение

Описание дома: ветхий, запущенный

Отношение к просьбе Чичикова: с радостью соглашается

Визуальный ряд: ветхий дом, запущенный сад

10. Существует мнение, что в героях поэмы Н. В. Гоголя от природы были хорошие задатки, но их души изуродовало крепостное право. Напишите небольшое рассуждение, в котором докажите или опровергните это утверждение. Только ли социальные условия влияют на изменения во внутреннем мире человека?

Можно согласиться с мнением, что крепостное право сыграло значительную роль в деградации душ героев поэмы. Оно способствовало развитию жадности, лживости и бездеятельности. Однако нельзя утверждать, что только социальные условия определяют внутренний мир человека. Личностные качества, воспитание и жизненный опыт также оказывают влияние на формирование характера. Например, Манилов изначально был склонен к мечтательности, а Ноздрёв — к лживости. Таким образом, крепостное право лишь усугубило уже существующие задатки, но не стало единственной причиной их деградации.