196-197

1. О каком происшествии рассказано в стихотворении? Есть ли в нём черты эпохи первых лет после Октябрьской революции 1917 года?

В стихотворении рассказано о происшествии, когда лошадь упала на скользкой улице. Черт эпохи первых лет после Октябрьской революции 1917 года в тексте не прослеживается.

2. Что необычного в построении стихотворной строки? Для чего автор использовал форму «лесенки»? Какие ассоциации вызывает у вас звучание этих строк?

Необычно то, что строки построены в виде «лесенки», что создаёт визуальный эффект движения вниз. Автор мог использовать эту форму для передачи ощущения падения. Звучание строк вызывает ассоциации с перечислением, монотонностью и ритмичностью.

3. Какие художественные средства помогают автору передать стук копыт по мостовой? Найдите другие повторяющиеся согласные. Какие ещё звуки городской жизни присутствуют в стихотворении?

Автор использует онамотопею («Били копыта. Пели будто») и аллитерацию («Гриб. Грабь. Гроб. Груб.») для передачи стука копыт. Другие повторяющиеся согласные – «з» и «р» («за зевакой зевака, штаны пришедшие Кузнецким клёшить»). В стихотворении присутствуют звуки смеха и ржания лошади.

4. Почему дважды употреблено выражение «Подошёл и вижу...»? Что отличает лирического героя от толпы зевак? Что увидел он и почему этого не заметили другие?

Выражение «Подошёл и вижу...» употреблено для усиления внимания к действию лирического героя и его особому взгляду на ситуацию. Лирического героя отличает сочувствие и внимание к чувствам лошади, в то время как толпа лишь смеётся. Он увидел глаза лошади, слёзы на её морде, что символизирует её страдание и отчаяние, чего не заметили другие, занятые насмешками.

5. Перечитайте слова, обращённые к лошади. Произносятся ли они вслух? Какими средствами создаётся интонация искреннего сочувствия к лошади?

Слова, обращённые к лошади, скорее всего, произносятся внутри лирического героя, так как нет указаний на то, что он говорит их вслух. Создается интонация искреннего сочувствия за счёт ласкового обращения («Деточка»), вопросов, показывающих заботу и понимание, и идей о том, что все люди подобны лошадям в своих переживаниях.

6. Как и почему изменилась лошадь в конце стихотворения? Почему упавшая лошадь ощутила себя рыжим жеребёнком?

Лошадь изменилась, она встала на ноги и пошла в стойло весёлая, потому что она ощутила заботу и сочувствие лирического героя. Упавшая лошадь ощутила себя рыжим жеребёнком, потому что обрела надежду и желание жить и работать, как молодой и энергичный жеребёнок.

7. Какие три смысловые части можно выделить в стихотворении? Какой образ в каждой из них будет ключевым? Обобщите свои наблюдения над стихотворением, заполнив таблицу.

Критерий для описания «Лошадь упала» «Глаза лошадиные» «Лошадь пошла»
Ключевой образ Упавшая лошадь Глаза лошади Восстановившаяся лошадь
Средства создания ключевого
образа (с примерами)
Онамотопея, аллитерация Метафора, сравнение Персонификация, метафора
Эмоциональное наполнение
образа
Смех, насмешка Сочувствие, тоска Радость, надежда
Отношение к образу Отчуждение, безразличие Сопереживание, внимание Сочувствие, поддержка

8. Рассмотрите иллюстрацию А. Г. Тышлера на с. 196. Какому эпизоду стихотворения Маяковского она соответствует? Какие строки из текста можно использовать для заголовка к рисунку? Есть ли у поэта и художника сходство использовании средств для создания образа лошади?

Иллюстрация А. Г. Тышлера изображает момент заботы персонажа о лошади, когда он подходит к падшей лошади и видит её страдание. Это соответствует части стихотворения, где говорится: «Подошёл и вижу — за каплищей каплища по морде катится, прячется в шерсти...». Для заголовка к рисунку подойдут строки: «все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь». Сходство использования средств для создания образа лошади у поэта и художника проявляется в передаче сострадания и эмпатии к лошади, а также в изображении тесной эмоциональной связи между человеком и животным.

9. Письменно порассуждайте над словами В. В. Маяковского: «...Все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь». В какой жизненной ситуации правомерно подобное сопоставление?

Слова Маяковского о том, что все мы немножко лошади, могут быть правомерны в жизненных ситуациях, когда люди сталкиваются с трудностями, испытывают усталость, борются с обстоятельствами или чувствуют себя беззащитными. В такие моменты мы можем ощущать себя бременными, как лошади, несущие тяжёлую ношу.