§ 26. Живопись и архитектура Беларуси в 1860-х гг. — начале ХХ в.

1. Охарактеризуйте сюжеты картин К. Альхимовича и Н. Силивановича.

Творчество К. Альхимовича и Н. Силивановича пронизано теплотой к простому белорусскому крестьянину, его судьбе. В ряде своих картин Альхимович изобразил полную страданий судьбу и тяжелый труд крестьян. Его картина «Похороны Гедимина» получила всемирную известность. Художник создал также серию картин по мотивам творчества А. Мицкевича. Картина Силивановича «Старый пастух» проникнута теплотой и любовью к простому народу. Для художника это понятные люди, он знает их жизнь не понаслышке. Его картины привлекают психологической глубиной и образностью.

2. Почему зарисовки Н. Орды имеют большую ценность для исторической науки?

Зарисовки Н. Орды имеют большую ценность для исторической науки, т.к. они отличаются строгой документальностью и точностью. Орда выполнил около 1000 зарисовок мест, связанных с жизнью известных людей, а также архитектурных памятников, в том числе Каменецкой башни, дворцов и замков в Мире, Новогрудке, Несвиже, Гродно, Лиде. Издавались отдельные альбомы его рисунков. Многие архитектурные сооружения, зарисованные Ордой, не сохранились, были разрушены. Но благодаря сведениям, оставленным художником в своих зарисовках, мы можем иметь представление, как они выглядели. К тому же, его рисунки имеют ценность для реставрации памятников архитектуры.

3. Объясните обстоятельства общественно-политической жизни, итогом которых стало строительство по всей Беларуси так называемых церквей-«муравьевок».

После подавления восстания 1863-1864 гг. приобрел распространение псевдорусский стиль в архитектуре. Русские архитекторы разработали типичные варианты православных церквей, скопировав их с византийских храмов. Такие церкви стали называть в народе церквями-«муравьевками». Название произошло от фамилии инициатора их строительства виленского генерал-губернатора М. Н. Муравьева. М.Н. Муравьев занимал этот пост с 1863 по 1865 годы. После подавления восстания, проведя ряд преобразований, Муравьев положил конец польско-католическому доминированию в общественной, социально-экономической и культурно-образовательной сфере над белорусским православным крестьянским большинством края. В этот период, по его распоряжению, по всей стране и развернулось строительство церквей-«муравьевок».

4. Какие особенности жизни горожан отображают картины Ю. Пэна, М. Шагала?

Юдель Пэн отображал в своих картинах национальные черты еврейского быта, создал целую галерею образовлюдей из народа. В школе Пэна занимался уроженец Витебска Марк Шагал. Художественные приемы Шагала основаны на визуализации поговорок на идиш и воплощении образов еврейского фольклора. Все его картины имеют элементы еврейской интерпретации.

5. Закончите заполнение в тетради таблицы «Достижения в развитии науки и культуры Беларуси во второй половине XIX —начале XX в.».

Фамилия деятеля культуры

Вклад в развитие культуры

Казимир Альхимович

Один из наиболее известных живописцев Беларуси второй половины XIX в. Его картина «Похороны Гедимина» получила всемирную известность. Художник создал также серию картин по мотивам творчества А. Мицкевича.

Наполеон Орда

Художник, пианист и композитор. Выполнил около 1000 зарисовок мест, связанных с жизнью известных людей, а также архитектурных памятников, в том числе Каменецкой башни, дворцов и замков в Мире, Новогрудке, Несвиже, Гродно, Лиде. Рисунки Н. Орды отличаются строгой документальностью и точностью.

Никодим Силиванович

Художник. В творчестве отражена жизнь белорусских крестьян (картина «Старый пастух»). Принимал участие в оформлении знаменитого Исаакиевского собора в Петербурге. Вместе с петербургскими художниками участвовал в создании мозаичного панно «Тайная вечеря» для главного иконостаса собора.

Илья Репин

Знаменитый русский художник. В своем имении Здравнёво под Витебском написал около 60 картин («Белорус»). Сейчас там открыт музей.

Юдель Пэн

Художник. Создал частную художественную школу в Витебске в конце XIX в. Создал целую галерею образовлюдей

из народа, отображал национальные черты еврейского быта («Часовщик», «Последняя суббота»).

Марк Шагал

Уроженец Витебска, один из крупнейших художников ХХ в., сценографист, поэт. Картины «Святое семейство», «Посвящение Христу», «Белое распятие».

Леон Бакст (Лев СамойловичРозенберг)

Выдающийся театральный художник, уроженец Гродно. Прославился своими эскизами декораций и костюмов для артистов русского балета, выступавшего в Париже в 1907—1914 гг.

Вывод: Во второй половине XIX —начале ХХ в. наблюдался значительный подъем в развитии белорусской культуры и науки. Происходили рост национального самосознания и становление нового литературного белорусского языка,зарождалась белорусская национальная идея. Такие перемены произошли благодаря активной деятельности представителей культуры и науки того времени, оставившие после себя большое наследие и открывшие новую страницу в истории нашего государства.

6. Заполните в тетради таблицу «Художественные стили в памятниках архитектуры Беларуси».

Название художественного стиля

Примеры памятников архитектуры

Псевдорусский стиль

Часовня-усыпальница Паскевичей в Гомеле, Свято-Воскресенский собор в Борисове и другие архитектурные памятники

Готический стиль

Костел Св. Иоана Крестителя в селе Вселюб, достроенный в 1897 г.

Неоготический стиль

Костел Святого Роха в Минске, Костел Пресвятой Троицы в Видзах

Готический стиль + романский стиль (романская готическая архитектура)

Костел Святых Симеона и Елены в Минске

Модерн

Гостиница «Европа» в Минске, храм в Мире, некоторые жилые дома в Минске, Гомеле, Гродно, Могилеве

Классицизм

Банки и учебные заведения

Барокко

Театры

Вывод: Сдвиг в экономической жизни общества во второй половине XIX – начале ХХ века привели к быстрому росту городов и их благоустройство. В этот период одни архитекторы шли по пути механического копирования исторических форм, другие стремились к творческому сочетанию традиций прошлого и новых явлений. В архитектуре того времени преобладала эклектика, т.е. сочетание нескольких художественных стилей. Также стал популярен псевдорусский стиль. В этом стиле строились православные храмы, численность которых после подавления восстания 1863-1864 гг. значительно выросла. С середины XIX в. стал формироваться новый художественный облик городов Беларуси. С зарождением на рубеже ХІХ—XХ вв. архитектурного стиля модерн появилась возможность повышения этажности зданий, увеличения размеров арок и окон. Однако модерну не суждено было существовать долго и широкого применения он в Беларуси не получил.